Закупки

Закупки

Закупки (07.06.2021 – 12.06.2021)

(1) Утвержден порядок обеспечения мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Правительством также определены требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета по результатам такого мониторинга, сроки подготовки указанного отчета, и порядок оценки эффективности деятельности органов контроля.

Постановление Правительства РФ от 27.05.2021 № 814 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также об оценке эффективности деятельности органов контроля, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 03 ноября 2015 г. № 1193 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

(2) Минфин России, Минстрой России и ФАС России в совместном письме разъяснили вопрос о возможности изменения цены государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия при его исполнении в случае существенного роста цен на строительные ресурсы, приведшего к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта

Письмо Минфина России № 24-06-06/45785, Минстроя России № 24044-АЛ/09, ФАС России № ПИ/47490/21 от 10.06.2021 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и срока исполнения государственного контракта»

Ведомства отметили, что при соблюдении совокупности условий, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186, существенные условия контракта (одновременное цена и срок исполнения контракта, или только срок, или только цена) могут быть изменены по соглашению сторон.

Указанные в пункте 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ «независящие от сторон контракта обстоятельства» предполагают открытый перечень обстоятельств, в том числе изменение стоимости позиций ценообразующих строительных ресурсов, если указанное изменение возникло по независящим от сторон контракта обстоятельствам.

Таким образом, в случае если существенное изменение стоимости строительных ресурсов привело к увеличению общей стоимости строительства и невозможности исполнения контракта на выполнение работ по строительству, заключенного на срок не менее одного года и цена которого составляет не менее 100 млн. рублей, заказчики вправе по соглашению сторон изменить существенные условия контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Закупки (10.05.2021 – 05.06.2021)

(1) Установлены требования энергетической эффективности в отношении отдельных товаров при осуществлении госзакупок

Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2021 № 131 «О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221»

Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2021 № 63533.

Речь идет о требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, указанных в приложении к Правилам установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221.

Предусмотрены требования энергетической эффективности (с указанием кодов по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в отношении:

  • двигателей электрических асинхронных;
  • телевизоров;
  • насосов для воды;
  • кондиционеров воздуха и комнатных вентиляторов.

Приказ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

(2) Минпромторг России напомнил, что на сайте https://gisp.gov.ru/news/14074908/ опубликованы разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров

Письмо Минпромторга России от 02.03.2021 № 15387/12 «По вопросу реализации Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014»

Сообщается, в частности, что пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» регламентированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) (далее - НМЦК), в том числе особенности, применяемые при использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Так, при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет предусмотренный частью 5 статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности (далее - ГИСП).

В случае недостаточности сведений о субъектах деятельности в сфере промышленности, включенных в ГИСП, заказчик вправе дополнительно запросить для обоснования НМЦК недостающую ценовую информацию у иных участников рынка, осуществляющих производство товара, являющегося предметом закупки, либо использовать информацию о ценах товара, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, по исполненным контрактам, по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных такими контрактами.

На сайте ГИСП в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - https://gisp.gov.ru/news/14074908/ - опубликованы разъяснения к порядку расчета НМЦК в целях выполнения минимальной обязательной доли закупок российских товаров.

(3) Минфин России предлагает установить с 01 июля 2021 г. новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков

Информация Минфина России от 26.05.2021 «Минфин разработал новые правила ведения реестра недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ»

Поправками предлагаются следующие изменения:

  • максимальная автоматизация документооборота с использованием ЕИС в сфере закупок при направлении заказчиком обращения в контрольный орган;
  • внедрение единых форм обращений и уведомлений;
  • формирование обращения заказчика о включении в реестр при уклонении победителя от заключения контракта одновременно с протоколом об уклонении. Это направлено на исключение злоупотреблений, при которых заказчик мог не информировать контрольный орган об уклонившемся от заключения контракта победителе;
  • закрепление оснований, при которых участник закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) не могут быть включены контрольным органом в реестр;
  • введение порядка исправления технических ошибок, допущенных при ведении реестра. Теперь заказчик и участник закупки получат право направить такое обращение в контрольный орган, который обязан его рассмотреть не позднее 5 рабочих дней;
  • введение подробного порядка досрочного исключения информации из реестра в случае принятия соответствующего решения суда, а также в отношении лиц, которые не могли оказывать влияние на действия поставщика (подрядчика, исполнителя), приведшие к его включению в реестр;
  • закрепление подведомственности рассмотрения документов, что позволит всем участникам правоотношений однозначно определить орган, уполномоченный на прием и рассмотрение документов.

Доработанная редакция проекта правил размещена на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Закупки (08.04.2021 – 15.04.2021)

(1) В Госдуму поступил законопроект о дополнительных мерах по противодействию коррупции в сфере закупок

Проект Федерального закона № 1145363-7 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Поправками предусматривается, в том числе:

  • уточнение условий, при которых может возникнуть конфликт интересов между участником закупки и заказчиком при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • расширение перечня лиц, которые принимают меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путем включения в их число работников контрактной службы;
  • уточнение перечня лиц, которые не могут входить в состав комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • установление перечня физических лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок в рамках Закона № 223-ФЗ;
  • введение обязанности члена комиссии по осуществлению закупок сообщить заказчику о возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в составе такой комиссии;
  • установление к руководителю заказчика, членам комиссии по осуществлению закупок требования о принятии мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения.

(2) Определены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и развитию информационных систем

Приказ Минцифры России от 17.12.2020 № 715 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем»

Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2021 № 63089.

Контракты, предметом которых является выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем, предусмотренных частью 1 статьи 13 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», должны включать в себя следующие условия:

  • о предмете контракта;
  • о порядке предоставления (передачи) результатов выполнения работ заказчику;
  • об обязанностях подрядчика (исполнителя);
  • о принадлежности исключительных прав и права собственности на результаты работ.

Утверждена информационная карта типовых условий контрактов.

Закупки (08.03.2021 – 16.03.2021)

(1) Ко второму чтению подготовлен законопроект, обязывающий заказчиков при осуществлении закупок обосновывать цену договора

Проект Федерального закона № 1046332-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров)» (текст ко второму чтению)

Согласно законопроекту, положение о закупке, регламентирующее закупочную деятельность заказчика, должно включать в себя, в том числе, порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Предусматривается, что положения о закупках должны быть приведены в соответствие с вносимыми изменениями и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее чем в течение девяноста дней со дня их вступления в силу.

(2) Внесены уточнения в основания признания закупаемого для госнужд товара товаром российского происхождения

Постановление Правительства РФ от 03.03.2021 № 304 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. № 2013»

Установлено, что товаром российского происхождения признается, в том числе, товар, включенный в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации или в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства – члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».

(3) Расширен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 № 336 «О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В указанный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102, включены новые позиции, в числе которых биохимические анализаторы, микроскопы медицинские, аппараты ультразвуковые хирургические, и прочее.

Положения настоящего Постановления применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Постановления.

(4) Рассмотрены вопросы определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности

Письмо Минстроя России от 11.12.2020 № 50565-ИТ/09 «О некоторых вопросах, связанных с применением законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сфере градостроительной деятельности»

Сообщается, в частности, что индексы фактической инфляции применяются для учета инфляционных процессов от даты утверждения проектной документации (уровня цен утверждения проектной документации) до даты определения НМЦК, а индексы прогнозной инфляции соответственно применяются для учета инфляционных процессов от даты определения НМЦК на период исполнения контракта.

Если при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен участник закупки представил предложение по цене работ в уровне цен периода исполнения контракта (с учетом затрат, необходимых для выполнения работ в срок, установленный заказчиком), то индекс прогнозной инфляции в таком случае не применяется.

(5) Выработана позиция Минфина России и Минпромторга России по вопросу осуществления госзакупок текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования

Письмо Минфина России № 24-01-06/14509, Минпромторга России № ЕВ-15600/08 от 02.03.2021 «О позиции Минфина России и Минпромторга России по вопросу осуществления закупок текстильных изделий, одежды и мягкого инвентаря многоразового использования»

Сообщается, в частности, что потребность в текстиле и мягком инвентаре многоразового использования с учетом потребностей заказчика и имеющихся условий исполнения контракта может быть реализована путем заключения контракта:

  • на поставку такой продукции (с последующим заключением контрактов по дальнейшему ее обслуживанию (стирке, ремонту и т.д.) или самостоятельному обслуживанию товаров при наличии необходимых трудовых и материальных ресурсов);
  • на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) (в том числе с включением условия по ее содержанию и замене в процессе эксплуатации заказчиком в течение срока, определенного условиями такого контракта).

Имеющаяся практика осуществления закупок текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования путем заключения контракта на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) свидетельствует о том, что такая форма закупки способствует сокращению расходов на стирку, обработку и ремонт продукции многоразового использования.

В целях обеспечения эффективного расходования бюджетных средств в случае, если количество требуемых заказчику текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования невозможно определить, положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрено осуществление закупки по цене единицы товара, услуги.

(6) Ко второму чтению подготовлен законопроект, обязывающий заказчиков при осуществлении закупок обосновывать цену договора

Проект Федерального закона № 1046332-7 «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части установления обязанности заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены договоров)» (текст ко второму чтению)

Согласно законопроекту, положение о закупке, регламентирующее закупочную деятельность заказчика, должно включать в себя, в том числе, порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора.

Предусматривается, что положения о закупках должны быть приведены в соответствие с вносимыми изменениями и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее чем в течение девяноста дней со дня их вступления в силу.

Закупки (28.12.2020 – 14.01.2021)

(1) Уточнен перечень случаев закупки товаров, на которые не распространяется запрет на допуск продукции из других государств

Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2407 «О внесении изменений в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616»

Уточнения коснулись закупок, осуществляемых ФСБ России, ФСО России, СВР России, органами внешней разведки Минобороны, МВД России, Росгвардией, Управлением делами Президента РФ и Главным управлением специальных программ Президента РФ.

(2) ФАС России рассмотрено обращение по вопросу правомерности установления дополнительных характеристик при закупке радиоэлектронной продукции

Письмо ФАС России от 14.12.2020 № МЕ/109921/20 «О рассмотрении обращения»

Сообщается, что в случае применения ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.